Как в этом помогает мультимедиа? Давайте отложим на время формальные классификаторы и определения и поговорим о самом широком понимании мультимедиа, а лучше о той образовательной среде, в которой идет образовательный процесс, субъектами которого являются ученик и учитель. Частью этой среды является компьютер, снабженный каналами связи с внешним миром и всем человечеством посредством принтеров, видеокамер, модемов, инфракрасных портов управления роботами и многого другого. Сегодня любой компьютер предоставляет в распоряжение учителя и ученика и прикладные программные средства общего назначения, позволяющие:
работать с текстом,
готовить мультимедийные сочинения,
представлять эти сочинения на большом экране перед всем классом с собственным сопровождением,
создавать более сложные и более естественные, чем последовательный текст, гипермедийные сочинения,
передавать свои произведения не только товарищам по классу, но и всему человечеству.
Применение средств гипермедиа и мультимедиа в сегодняшней московской школе идет в основном вне классно-урочной системы по многим ясным и серьезным причинам, среди которых неготовность учителей, нехватка учебного времени, уже расписанного, недоступность технических средств.
Более редкими являются специальные образовательные программные продукты. Скажем о них чуть подробнее. Во-первых, это виртуальные конструкторы или учебные среды. (Виртуальный - еще одно модное слово, которое тоже скоро не придется объяснять, значит оно - "очень реальный, но не всамделишный, а на экране и в динамиках компьютера".) Идея очень проста. Можно дать ребенку возможность наблюдать за ходом физического эксперимента на экране компьютера, а можно позволить ему самому этот эксперимент ставить - расположить наклонные плоскости, гирьки, тележки, бильярдные шары, планеты Солнечной системы, электроны и пешеходов и посмотреть, что получиться. И не только посмотреть, но, если надо, получить все графики во всех осях координат и т. д. Сложна ли постановка виртуального эксперимента? Не сложнее, чем рассказ о ней и много проще, чем реальная постановка. Возможность постановки виртуального эксперимента, а, если нужно, и сотен и тысяч экспериментов, радикально меняет
Самой знаменитой учебной средой является Лого. В ЛогоМирах ребенок рисует фантастические пейзажи, сопровождает их письменными и устными текстами, населяет самыми разными персонажами, задавая для них математические законы поведения. Перволого - Лого для маленьких позволяет делать все это тем, кто еще не умеет читать и считать, но хочет научиться этому, а заодно многому другому, см выше, Ушинский и др. Используя прикладные программные средства общего назначения учитель (а тем паче, ученик) может создать собственную специальную образовательную среду для конкретного проекта. Например - нарисовать на экране визитную карточку, которую дети заполняют (с индивидуальной, посильной для них скоростью и грамотностью) придя в первый класс. Внутри компьютера все визитные карточки слетаются в одну общую записную книжку. Компьютер для каждого ученика печатает все листочки этой книжки. Ну, а разукрасить и вырезать сбоку страничку до нужной буквы и сшить в настоящую, не виртуальную книжке - это дело каждого ученика самого. Эта записная книжка становится для учащегося и его родителей не только полезным информационным продуктом, но и метафорой современной жизни в Сети (Интернете), где каждый рассказывает о себе и может узнать обо всех.
Следующий вид образовательных программных продуктов - тренажеры. Бывает, что нужно все-таки что-то просто выучить. Сначала стоит подумать, действительно ли это нужно, а потом - взять компьютер и... честно выучить. Первокласснику не так легко написать письмо бабушке, буквы налезают друг на друга, исчезают и склеиваются, получается как-то некрасиво... Помогает компьютер, письмо получается красивым сразу, а после десятка часов занятий (по 10 минут, регулярно) можно писать быстро-быстро, быстрее, чем мама печатными буквами. Говоря о тренажерах нельзя обойти так называемые тестовые оболочки. Все сталкивались с тестами с заданным форматом выбора. Такой тест состоит из списка вопросов, как в анкете, на каждый из них предложен список вариантов ответа, надо из этих вариантов выбрать верный. Иногда в качестве ответа надо указать число или слово, тогда для числа или слова прост оставлено место. Тестовая оболочка позволяет учителю или автору теста легко и просто задать текст анкеты, варианты ответов, выделить правильные, оценить ценность каждой задачи и т. д.
Выше мы говорили, что новая образовательная среда очень подходит к новым образовательным приоритетам, выдвигаемым жизнью. Но у нас-то какие приоритеты? Честно говоря, чуть подновленные, но не очень-то. А как к старым приоритетам подходят компьютерные мультимедиа? Тоже не очень. Зачем писать на компьютере, если наша цель - каллиграфия, а не творческое самовыражение. Зачем лезть в энциклопедию, если все написано в учебнике. Калькулятор вреден, если мы хотим научить устному счету, а не посчитать, хватит ли воды для петушков в аквариуме, измерив его вдоль и поперек. Вот компьютерные тесты -- это здорово, не надо самому сидеть над листочками и тетрадками, компьютер сам выставит оценку. Виртуальный эксперимент это интересно, но нужно идти из кабинета физики в кабинет информатики, а там занятия, не со всеми инструментами сразу разберешься, того и гляди, компьютер зависнет, ну его...
Программа орфографического контроля просто пугает - если все будут писать грамотно, зачем же мы столько времени на это тратим, лучше на эту тему не думать.
Тем не менее, существует и достаточно популярен вид программных продуктов, которому удается в большей или меньшей степени совместить старые и новые приоритеты, удовлетворить разным потребностям. Это - так называемые электронные учебники. Худшие из них (и они встречаются) есть просто перенесенные в компьютер (иногда - отсканированные) бумажные учебники. Пользоваться такой электронной книгой все еще обычно менее удобно и дешево, чем бумажной, поэтому такие учебники просто бессмысленны. Такой примитивный учебник можно обогащать самыми разными способами. Во-первых, можно существенно расширить объем информации, содержащейся в учебнике, обогатить его гиперссылками и различными навигационными системами, наконец, дать в не ссылки на полезные сайты в Интернете, в том числе и на тот, где автор учебника встречается с читателями. Во-вторых, можно снабдить учебник большим числом тестовых заданий, выполнение которых учащимся комментируется программой. При этом можно вести учет выполненных и невыполненных заданий, сообщать педагогу о результатах и т. д. В-третьих, в учебник можно добавить какую-либо образовательную среду, а можно и надстроить учебник над средой. Если все это сделать, может получиться очень неплохой продукт. Особое место занимают электронные учебники иностранных языков. Сегодня такие учебники не только разговаривают, но даже слушают и понимают человека.
Конечно, и при работе с электронными учебниками ряд проблем остается.
Достаточно важная проблема для всех образовательных программных продуктов формулируется так: Кто, когда и где их должен применять? Достаточно простым и продуктивным является индивидуальное применение учеником и учителем (кто?) в ходе подготовки к уроку или проектной деятельности (когда?). Значит, надо обеспечить возможности для такого применения. Удобнейшим местом (где?) является библиотека, особенно, если можно как-то в ней, или в прирезанном помещении, разместить десятка полтора компьютеров, Интернет, сканер, а лазерный принтер с ограничением доступа (а лучше бы - без) поставить прямо перед библиотекарем. Возможно и послеурочное использование кабинета информатики (самый популярный вариант). Как результат работы представить в классе? Можно распечатать на всех и раздать, но это не очень убедительно и довольно дорого, хотя иногда и очень подходит (например, для поздравления с 8 Марта). Можно рассказать у экрана, на котором все видят, что ты сделал. Для этого нужен переносной проектор и такой же компьютер, они умещаются в небольшую сумку (экран тоже может быть переносным). Тот же проектор подключается к видеомагнитофону или телевизору для получения большого изображения, которое хорошо видно всем в классе.
Использованию компьютерного инструмента (как и любого другого) нужно учиться. Учиться естественно для чего-то, в контексте. Применение в будущей жизни конкретного редактора текстов звучит не слишком убедительно, да и на самом деле, скорее всего неправда. Применять инструмент немедленно можно в учении же (а можно и для внешкольной жизни). Изучить инструмент, применяемый в истории, можно на уроке информационной технологии, на котором, кроме учителя информатики, присутствует учитель истории. При этом и учитель истории научится его применению и будет наиболее разумным образом формулировать ученикам задания, предполагающие использование компьютера. Для реального применения компьютера в изучении истории можно выделить время в курсе истории и проводить уроки в кабинете информатики. И в этих уроках участвуют два учителя - истории и информатики. Учитель информатики может здесь научиться тому, как применяется компьютер в изучении истории и подстраховать учителя истории на случай, если что-то не заработает. Оба занятия можно проводить в часы, отведенные для изучения информационных технологий (образовательная область технологии). В соответствии с московским базисным учебным планом работа обоих учителей на обоих занятиях оплачивается. Легко ли эта модель вписывается в учебный план. Не совсем легко, но и не безнадежно. В школе, где в каждой параллели по три класса, на одного учащегося приходится около 6 часов в неделю информационных технологий за все годы обучения. Из них, например, 2 часа тратится в начальной школе, 3 -- в основной и 1 - в старшей.
Итак, говоря о мотивах, по которым московские школы будут требовать для себя поставок мультимедиа продуктов, можно выделить две их группы:
технология на будущем рабочем месте, общая привлекательность
новые образовательные приоритеты.
Говоря о приоритетах московского образования в закупке мультимедиа продукции, можно выделить следующие:
базовое программное обеспечение (лицензионно чистые ОС),
общеприкладное ПО,
специализированное образовательное ПО:
информационные источники,
среды,
тренажеры,
электронные учебники.
Основным видом отношений с производителями могли бы стать долгосрочные договора с выделением перспектив и планов дальнейших разработок.
Реальная ситуация в области информатизации среднего образования достаточно неприглядна: почти одна треть школ до сих пор не имеет ни одного компьютера. В то же время все чаще произносятся слова "мультимедиа", "телекоммуникации", "Интернет", дистанционное образование и т.д. Как это совместить с реальным положением дел?
Действительно, и мультимедиа, и базы данных, и дистанционное образование способны коренным образом изменить систему образования, а вот изменят ли - зависит от нашей совместной деятельности. В каждом большом проекте есть начальный этап, на котором лишь несколько человек понимают более или менее ясно, что они задумали сделать. Затем следует пилотный этап, когда в работу включается большое количество энтузиастов; и, наконец, заключительный этап повседневной работы. Причем на этом последнем этапе вполне может оказаться, что проект потерпел фиаско. На предыдущих-то этапах работы выполняли увлеченные люди, которые достигали хорошего результата за счет своих личных качеств. С этой точки зрения, проект мультимедиа в образовании находится на второй стадии, когда к нему подключается большое количество увлеченных людей.
Успех или неуспех проекта (а в данном случае я прежде всего говорю об использовании мультимедийных технологий в школе) зависит от предварительной работы, проработки конфигураций компьютеров, наработки возможного программного обеспечения, методик использования и т.д. Отсюда следует, что не столь важно количество (в том числе и выступлений на конференциях), сколь качество.
Если до сих пор мы не можем обеспечить все школы компьютерными классами (за десять лет они поставлены в две трети школ при сроке морального износа пять лет!), значит надо изменить "решение" для школы. Пришло время отказаться от комплекта учебной вычислительной техники как единственно возможной модели для использования в образовательных организациях, тем более что финансовые возможности часто не позволяют школам закупать сразу по 10-15 компьютеров новейших марок. Предложение же закупить за рубежом дешевые, но устаревшие типы компьютеров просто несерьезно.
Думаю, здесь может помочь новая модель использования в школе одного компьютера.
Один компьютер в школе - это электронная доска для преподавателя, телекоммуникационный узел для связи с внешним миром, практикум для групп учеников, школьное настольное издательство, электронная библиотека или школьный артцентр (культурно-информационный центр). Естественно, невозможно использовать один компьютер для всех перечисленных направлений одновременно, но учебное заведение всегда может выбрать из этого набора то, что ближе к его интересам, а остальные модели реализовывать по мере покупки дополнительных компьютеров. Главное, чтобы установленные в школе компьютеры (или компьютер) начинали сразу давать отдачу, а не стояли в закрытом кабинете без программного обеспечения.
При этой схеме сразу начинается использование мультимедийных возможностей, предоставляемых современным компьютером. Постепенно он "осваивается" преподавателями, становится привычным. Значит, настало время покупать несколько таких компьютеров или класс для использования в преподавании отдельных школьных дисциплин.
К этому времени и стоимость компьютера резко падает (поскольку он выпускается уже не первый год), и школа может позволить себе купить несколько штук не самых современных, но уже апробированных в работе и хорошо зарекомендовавших себя компьютеров.
Со своей стороны, я на первое место ставлю создание школьной электронной библиотеки, хорошо оборудованной, имеющей в своих фондах ряд ROM (компат-дисков только для чтения). Здесь и набор современных электронных энциклопедий, художественные галереи, путеводители по достопримечательным местам разных стран, набор дополнительных материалов по учебным дисциплинам и т.д. Школьная библиотека должна стать центром информатизации школы, именно через нее должна поступать в школу, ученикам и преподавателям информация как в печатном, так и в электронном виде. Возможно даже преобразование ее и по названию - медиатека, электронная галерея и т.д. Суть не в названии, важно, чтобы библиотека действительно стала информационным центром, позволяющим работать с мультимедиа-информацией, привить ученикам навыки, необходимые для жизни и работы в современном информационном обществе. Для достижения этой цели необходимо провести большую работу, начинается она с переоборудования помещения, закупки компьютера, переподготовки библиотекаря, подключения к этой работе учителя информатики, создания соответствующих электронных фондов и методических пособий.
Несколько слов о самих технологиях мультимедиа. Это действительно перспективнейшее направление работы для сферы образования, поскольку материал представлен в самых различных формах. На секции мультимедиа в образовании будет продемонстрирована электронная энциклопедия The World Book, показаны возможности для использования ее в учебном процессе. Продукты такого рода становится возможным показать на уроке или дать возможным ученикам поработать самостоятельно с большим объемом материала, представленного не только в текстовом виде, но и фотографиями, анимациями (мультфильмы), видеороликами, аудиофрагментами, а также услышать голоса любимых актеров, писателей, знаменитых людей. Все это возможно в интерактивном (диалоговом) режиме, когда учитель (или ученик) не только пассивно слушает или смотрит, но и участвует в процессе отбора материала, делает выписки, готовит необходимые рефераты.
Конечно, таких мультимедиа-продуктов еще немного, но в этом и состоит наша задача: разработать необходимые программные продукты, сертифицировать уже разработанные, подготовить методики использования, а к тому времени, когда в школах будет достаточно мультимедиа-компьютеров - распространить разработанные методики на всю страну.