Главная  
  • Программы  
  • Методички  
  • Рефераты  
  • Дипломы  
  • Разное  
  • Фото  
  • Контакты  
  • Карта сайта  

  • Я:
    Найти:
    Возраст:
    -

    Лекции по дисциплине Сертификация и стандартизация

    HashFlare

    Государственный комитет РФ по стандартизации


    Согласно Руководству 2 ИСО/МЭК деятельность по стандартизации осуществляют соответствующие органы и организации. Орган рассматривается как юридическая или административная единица, имеющая конкретные задачи и структуру. Это могут быть органы власти, фирмы, учреждения.

    Под органом, занимающимся стандартизацией, подразумевается орган, деятельность которого в области стандартизации является общепризнанной на национальном, региональном или международном уровне. Основные функции такого органа -разработка и утверждение нормативных документов, доступных широкому кругу потребителей. Однако он может выполнять немало других функций, что особенно характерно для национального органа по стандартизации.

    Национальным органом по стандартизации в России является Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). Это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий межотраслевую координацию, а также функциональное регулирование в области стандартизации, метрологии и сертификации.

    Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии - правопреемник упраздненного Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в отношении функций по реализации государственной политики в сфере стандартизации, метрологии и сертификации.

    Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии - специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации. Пред-седатель Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии является главным государственным инспектором Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений.

    В ведении Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии находятся службы по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений, а также центры стандартизации, метрологии и сертификации, предприятия, учреждения, учебные заведения и иные организации.

    Госстандарт России выполняет следующие функции:
  • координирует деятельность государственных органов управления, касающуюся вопросов стандартизации, сертификации, метрологии;
  • взаимодействует с органами власти республик в составе РФ и других субъектов Федерации в области стандартизации, сертификации, метрологии;
  • направляет деятельность технических комитетов и субъектов хозяйственной деятельности по разработке, применению стандартов, другим проблемам сообразно своей компетенции;
  • подготавливает проекты законов и других правовых актов в пределах своей компетенции;
  • устанавливает порядок и правила проведения работ по стандартизации, метрологии, сертификации;
  • принимает большую часть государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации;
  • осуществляет государственную регистрацию нормативных документов, а также стандартных образцов веществ и материалов;
  • руководит деятельностью по аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации;
  • осуществляет государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, правил метрологии и обязательной сертификации;
  • представляет Россию в международных организациях, занимающихся вопросами стандартизации, сертификации, метрологии, и в межгосударственном совете СНГ;
  • сотрудничает с соответствующими национальными органами зарубежных стран; руководит работой научно-исследовательских институтов и территориальных органов, выполняющих функции Госстандарта в регионах;
  • осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации;
  • участвует в работах по международной, региональной и меж государственной (в рамках СНГ) стандартизации;
  • устанавливает правила применения в России международных, региональных и межгосударственных стандартов, норм и рекомендаций;
  • при разработке государственных стандартов определяет организационно-технические правила, формы и методы взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности как между собой, так и с государственными органами управления, которые будут включены в нормативный документ;
  • организует подготовку и повышение квалификации специалистов в области стандартизации.

    В организационной структуре Госстандарта предусмотрены подразделения для реализации значительного объема работ: 19 научно-исследовательских институтов, 13 опытных заводов, издательство, 2 типографии, 3 учебных заведения, более 100 территориальных центров стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМ). На базе территориальных органов Госстандарта создаются органы по сертификации и испытательные лаборатории. По данным на 1996 г., было аккредитовано более 500 органов по сертификации различных видов услуг и около 2000 испытательных лабораторий.

    Работы по государственной стандартизации планируются. Составление планов находится в ведении Госстандарта РФ, который является основным заказчиком по государственным основополагающим стандартам, стандартам общих технических условий и технических условий в части их обязательных требований, по исследованиям в области международных и региональных стандартов относительно принятия и применения их в качестве государственных. Данная норма прописана в п.4 статьи 15 Конституции Российской Федерации: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора".

    Госстандарт определяет стратегические направления по государственной стандартизации, анализирует все заказы, планы работы технических комитетов, предложения от субъектов хозяйственной деятельности и разрабатывает планы по государственной стандартизации, как правило годовые. Приоритетными считаются задания по гармонизации отечественных нормативных документов с международными (региональными), национальными зарубежными стандартами, а также по разработке требований безопасности к объектам стандартизации и защите прав потребителей. Выполнение планов государственной стандартизации финансируется из государственного бюджета и контролируется Госстандартом РФ.

    Технические комитеты по стандартизации. Постоянными рабочими органами по стандартизации являются технические комитеты (ТК), но это не исключает разработку нормативных документов предприятиями, общественными объединениями, другими субъектами хозяйственной деятельности. ТК могут заниматься стандартизацией как в инициативном порядке, так и по договорам на выполнение такого задания в соответствии с программами ТК и планами государственной стандартизации.

    Технические комитеты специализируются в зависимости от объекта стандартизации. В рамках этой специализации в ТК проводится также работа и по международной (региональной) стандартизации.

    По линии международной стандартизации ТК занимаются вопросами гармонизации отечественных стандартов с международными, готовят обоснование позиции России для голосования по проектам стандартов в международных организациях, участвуют в работе ТК международных (региональных) организаций по стандартизации, способствуя принятию государственных стандартов РФ в качестве международных, участвуют в организации проведения в России заседаний международных организаций по стандартизации и др.

    Научно-технической базой для создания ТК обычно служат предприятия или организации, профиль деятельности которых соответствует специализации технического комитета. В их число включаются и научно-исследовательские институты Госстандарта РФ. Правовой основой для создания ТК служит решение этих государственных органов. Заинтересованные предприятия, организации могут проявлять инициативу по участию их специалистов в работе технического комитета. Госстандарт РФ привлекает к работе в ТК ведущих ученых и специалистов, представителей организаций - разработчиков продукции, производственных предприятий (фирм), предприятий - основных потребителей продукции (услуг), научных и инженерных обществ и обществ по защите прав потребителей. Последнему придается особое значение, поскольку через представителей этих обществ осуществляется обратная связь с потребителем, что дает возможность получать актуальную информацию, необходимую для выполнения одной из основных целей стандартизации: обеспечить соответствие продукта ожиданиям и предпочтениям потребителя. Общества потребителей имеют право участвовать в работе технических комитетов по определению требований к качеству объекта стандартизации и выбору методов его оценки, в разработке новых и обновлении действующих стандартов.

    Участие в деятельности технических комитетов всех заинтересованных сторон добровольное.

    Другие службы по стандартизации. Другие субъекты хозяйственной деятельности, разрабатывающие нормативные документы (стандарты отраслей и предприятий), создают в своей организационной структуре специальные службы, которые координируют работу по созданию стандартов других участвующих в этом подразделений. Например, на предприятии научно-исследовательские, конструкторские и технологические отделы, лаборатории выполняют исследования, связанные со стандартизацией, а участие других подразделений определяется их компетенцией. Руководит работой отдел стандартизации.

    Американский национальный институт стандартов и технологий

    Национальным органом по стандартизации в США является Американский национальный институт стандартов и технологии (NIST). Его предшественники: Американский комитет технической стандартизации, который в 1928 г. был реорганизован в Американскую ассоциацию постандартизации (ASA); Организация по стандартизации США (USASI), просуществовавшая менее трех лет и преобразованная в ANSI, а теперь -NIST.

    NIST - неправительственная некоммерческая организация, координирующая работы по добровольной стандартизации в частном секторе экономики, руководящая деятельностью организаций - разработчиков стандартов, принимающая решения о придании стандарту статуса национального (если в нем заинтересованы различные фирмы и стандарт приобретает межотраслевой характер). NIST не разрабатывает стандарты, но является единственной организацией в США, принимающей (утверждающей) национальные стандарты. Это отвечает основной задаче NIST -содействию решения проблем, имеющих общегосударственное значение (экономия энергоресурсов, защита окружающей среды, обеспечение безопасности жизни людей и условий производства).

    Институт разрабатывает целевые программы. Программно-целевое планирование охватывает производство и транспортировку топлива, снабжение электроэнергией, применение ядерной, солнечной и других видов энергии. Значительно меньше внимания уделяется разработке стандартов на готовую продукцию, поскольку в этой области действуют фирменные нормативные документы.

    Национальные (федеральные) стандарты содержат обязательные к выполнению требования, касающиеся в основном аспектов безопасности. Наряду с обязательными федеральными стандартами в США действуют технические регламенты, утверждаемые органами государственного управления - Министерством торговли, Министерством обороны, Управлением служб общего назначения, Федеральным агентством по охране окружающей среды, Федеральным агентством по охране труда и здоровья на производстве, Федеральным управлением по безопасности пищевых продуктов и медикаментов, Комиссией по безопасности потребительских товаров и некоторыми другими. NIST поддерживает тесные деловые контакты с этими организациями, в частности, по информационному обеспечению фирм, частных организаций, разрабатывающих стандарты. Сами указанные выше органы управления нередко участвуют в разработке фирменных стандартов и учитывают наличие таковых при планировании создания федерального стандарта. Нередки случаи, когда фирменный стандарт, удовлетворяя их требованиям, принимается в качестве федерального. Разрабатывают федеральные стандарты авторитетные организации, аккредитованные Американским национальным институтом стандартов.

    Наиболее известные из них:
  • Американское общество по контролю качества (ASQC);
  • Американское общество инженеров-механиков (ASME);
  • Институт инженеров по электротехнике и электронике (IEEE) и др.

    Эти организации разрабатывают не только федеральные стандарты, но и стандарты, носящие добровольный характер. Всего в США разработкой добровольных стандартов занимаются более 400 различных организаций и фирм, а добровольных стандартов насчитывается более 35 тыс. [48].

    На сегодняшний день членами NIST состоят более 1200 фирм, свыше 250 производственных и торговых компаний, научно-технических и инженерных обществ.

    Внутрифирменные (внутрикорпоративные) стандарты

    Внутрифирменные стандарты действуют внутри организации - разработчика программного обеспечения или любой другой компании, связанной с информационными технологиями. Такие стандарты, как правило, регламентируют порядок оформления документации, приказов и технической литературы внутри компании, пользовательский интерфейс разрабатываемых приложений (например, запрет на использование некоторых элементов интерфейса), стиль программирования, спецификацию модулей, имена используемых переменных, таблиц баз данных (БД). Внутрикорпоративные (внутрифирменные) стандарты имеют узкую сферу полномочий (одна или несколько фирм), но играют большую роль, так как они абсолютно конкретны.

    Как уже отмечалось выше, внутрифирменные (внутрикорпоративные) стандарты занимают особое место в классификации стандартов. Это связано с тем, что они регламентируют технологические процессы, происходящие внутри фирмы (например, процессы анализа, кодирования, тестирования), они максимально конкретны и детализируют уровень мероприятий, если пользоваться управленческой терминологией.

    Внутрифирменные стандарты, как правило, базируются на применении методик и технологий, которые:
  • зарекомендовали себя лучшим образом в аналогичных проектах;
  • получили наибольшее распространение в области разработки программного обеспечения;
  • получили наибольшее распространение в области, для которой программное обеспечение создается;
  • являются передовыми и многообещающими.

    Вместе с тем внутрифирменные стандарты учитывают особенности предприятия - разработчика программного обеспечения. Его конкретные особенности связаны со средством разработки, на котором кодируется программное средство, квалификацией персонала, финансовым положением фирмы.

    Можно ли разработать универсальный стандарт и тиражировать его на различных предприятиях? Увы, нет. Существуют общие подходы, известны технологии разработки внутрикорпоративных стандартов, но всякий раз этот процесс уникален, поскольку не существует двух совершенно одинаковых предприятий - они различаются отраслевой спецификой, размерами, стратегией, организационной структурой и многими другими факторами. Кроме того, документы, особенно относящиеся к внутреннему документообороту, различаются в силу устоявшихся бизнес-правил, традиций, корпоративной культуры, отношений между подразделениями. Внутрикорпоративные стандарты, разработанные для одного предприятия, не подойдут для другого. Поэтому типового внутрикорпоративного стандарта просто не может быть. При этом следует различать структуру бизнес-процессов, которая действительно может быть типовой, и внутрикорпоративный стандарт, согласующий структуру бизнес-процессов и организационную структуру конкретного предприятия.

    Любой внутрикорпоративный стандарт должен иметь юридическую силу внутри предприятия, т.е. быть оформлен в виде документа и быть введен в действие приказом или распоряжением, В приказе ввода в действие внутрикорпоративного стандарта, как правило, должны содержаться следующие пункты:
  • срок действия стандарта (например, "со дня подписания", "с 1 мая 2002 г."); область действия (распространяется на процесс кодирования и тестирования);
  • способ доведения до исполнителей (например, "Руководителям подразделений зачитать приказ в вверенных им подразделениях");
  • ответственные лица за контролем исполнения (например, "Контроль за исполнением стандарта");
  • ответственность (например, "За невыполнение пунктов стандарта сотрудник лишается премии").

    Если вышеперечисленные пункты отсутствуют, то сложнее разбирать конфликтные ситуации, которые могут произойти. Если стандарт вообще не оформлен в виде документа, то фактически это обозначает, что его не существует вовсе, в этом случае конфликтные ситуации неизбежны. На практике на вопрос о правомерности применения того или иного проектного решения (например, использования элемента интерфейса) можно услышать: "Так было всегда". Такая практика вредна, стандарт должен быть оформлен, а не передаваться старожилами из уст в уста,

    Выявляется и ряд отрицательных моментов, связанных с внутрифирменными стандартами. Первый момент - стандарты должны тщательно разрабатываться, продумываться, и, создавая их, фирма должна учесть большое количество нюансов, чтобы не переделывать стандарт через месяц. Стандарт - это то, что дает стабильность. Второй момент находится в некотором противоречии с первым - стандарты могут тормозить использование современных технологий, средств. Это особенно важно в сфере информационных технологий, где развитие технологий и их смена идут очень быстро. Этого можно избежать, если разработать внутри фирмы механизм регулярного пересмотра стандарта для включения в него современных и передовых элементов. В комиссию по пересмотру стандартов должны входить специалисты высокой квалификации из всех заинтересованных подразделений, мнение конечного потребителя также должно быть учтено (например, если вопрос касается пользовательского интерфейса или совместимости с другими программными средствами).

    Классификация внутрифирменных стандартов. Внутрифирменные стандарты можно разделить по отношению к процессам производства (рис. 1.6).

    Производственные стандарты - те стандарты, которые регламентируют процессы производства программного обеспечения по этапам и стадиям жизненного цикла.

    Управленческие стандарты регламентируют порядок управления производственными процессами.

    Для чего нужны внутрифирменные стандарты. Какую пользу дают внутрифирменные стандарты? С их помощью:
  • достигаются лучшие показатели обучения персонала. Соответственно проще заменить человека в случае его увольнения. Отсюда следует, что можно брать на работу специалистов более низкой квалификации и доучивать их на месте без серьезных затрат для фирмы;
  • повышаются надежность и качество программного обеспечения;
  • повышается дружественность программного продукта, сокращаются сроки обучения конечного пользователя;
  • улучшается обслуживание, сокращаются сроки внедрения программного продукта.

    Внутрифирменные стандарты обычно создаются самыми квалифицированными людьми в своей области, которые хорошо знают разрабатываемый программный продукт, владеют методологией и богатой практикой создания программных средств, а также людьми, как правило, руководителями проекта или направлений, которые видят картину в целом, управляют процессом производства программного средства непосредственно и имеют связь с конечным пользователем.

    Стандарт содержит структуру процессов, таблицы, матрицы, диаграммы, пояснительный текст. Очень важно определить компоненты, подлежащие включению во внутрифирменный стандарт, и те, которые включать в него не следует. Необходимо помнить, что процесс документооборота представляет собой набор взаимосвязанных задач, каждая из которых имеет исполнителя, срок и ресурсы для подготовки одного документа. В последнем случае подразумеваются как календарные, так и информационные ресурсы, т.е. экономические показатели, характеризующие состояние и поведение объектов.

    Нужно ли включать в стандарт характеристику показателей и алгоритм расчета? С одной стороны, да, поскольку на предприятиях могут существовать особенные формы и использоваться нетрадиционные показатели. С другой стороны, сами показатели и алгоритмы их расчета регламентированы совершенно иными документами: инструкциями, указами, приказами и распоряжениями, типовыми методиками и пр. Алгоритмы универсальны и не зависят от конкретного предприятия.

    Процесс обработки показателей является многоуровневым. Самый нижний уровень - физический, характеризуется способом хранения данных. Следующий уровень обработки - логический, он характеризуется моделью данных и правилами сущностей-отношений. Функциональный уровень задает алгоритм расчета показателей, типовые методики расчетов и инструкции. Прикладной уровень - уровень интерфейса. Организационный уровень определяет отношения между подразделениями. Поскольку внутрифирменный стандарт - это стандарт организационный, именно этот уровень отношений должен быть определяющим. При этом данные для каждого документа подразделяются на входящие и исходящие. В части организации расчетов нас будут интересовать источники получения входящих показателей, т.е. формы, которые должны быть подготовлены к моменту расчета исходящих показателей текущего документа. Таким образом, для внутрифирменного стандарта имеет значение не столько алгоритм расчета, сколько перечень показателей и их источники.

    Подведем некоторые итоги. Внутрифирменный стандарт представляет собой структурированное формализованное описание бизнес-процессов. Цель его разработки - перепроектирование бизнес-процессов, обеспечивающих повышение качества работы предприятия и рост его конкурентоспособности, устранение ненужных функций, дублирование процессов, уточнение организационной структуры, улучшение организации документооборота, пересмотр содержания и количества документов, определение календарного графика подготовки документов, постановка задачи для автоматизации деятельности предприятия. Как показывает опыт, имеет смысл разрабатывать стандарт в том случае, когда требуется согласовать деятельность по разработке документов нескольких подразделений.

    При определении структуры внутрифирменного стандарта возьмем за основу требования ГОСТа к оформлению конструкторско-технологической документации. В соответствии с этими требованиями стандарт должен иметь следующие компоненты:
  • назначение;
  • область применения;
  • термины и сокращения;
  • ответственность;
  • срок действия;
  • описание методики;
  • указания и примечания;
  • порядок разработки и предоставления пользователям;
  • порядок внесения изменений;
  • приложения.

    Применительно к стандартам организации документооборота внутрифирменный стандарт может иметь следующую структуру.
    1. Назначение стандарта.
    2. Дерево задач.
    3. Описание задач:
  • исполнитель;
  • срок;
  • наименование документа;
  • предшествующие документы;
  • входящие показатели (идентификатор, наименование, источник);
  • исходящие показатели.
    4. Структура документов.
    5. Матрица согласования.
    6. Сетевой график.
    7. Глоссарий показателей.

    В целом внутрифирменный стандарт представляет собой текстовый документ с приложениями в виде диаграмм и таблиц. Для разработки дерева задач удобно использовать инструментальные средства, такие, как Design/IDEF или BPwin. Сетевой график удобно проектировать с использованием Microsoft Project или Time Line. Если внедрением стандарта документооборота занимаются сотрудники предприятия, а не внешние консультанты, у них могут возникнуть проблемы чтения и трактовки диаграмм. В этом случае в самом документе лучше использовать упрощенные средства изображения. Дерево задач может быть приведено без использования методологии IDEFO, в виде нумерованного списка. Сетевой график может отсутствовать, а вместо него следует предусмотреть календарный график подготовки документов. Так удобно поступать в том случае, когда известна контрольная дата и она неизменна (например, разработка планов на следующий год).

    Во внедрении стандартов в наибольшей степени заинтересованы менеджеры. Формализация процессов позволяет регламентировать отношения с подчиненными, устранить дублирование функций. Присутствуют здесь и отрицательные моменты, в основном касающиеся осведомленности и личных взаимоотношений. В наибольшей степени пострадают владельцы бизнесс-процессов, что обусловлено изменением должностных обязанностей, обострениеммежличностных отношений, усилением ощущения нестабильности. Управленцев среднего звена могут коснуться как проблемы подчиненных, так и вышестоящих начальников.

    Форма изменений может различаться; это могут быть постепенные улучшения процессов или коренная реструктуризация. Сторонниками коренной перестройки, как правило, выступают молодые руководители, зачастую не обремененные личными отношениями с подчиненными в такой степени, как если бы они постепенно продвигались по служебной лестнице, обретая сторонников и единомышленников. Поэтому слом коммуникативных связей не затрагивает их личных отношений.

    Несмотря на то, что реинжиниринг в большей степени требуется крупным предприятиям, их руководители неохотно идут на изменения. Во-первых, в силу собственного консерватизма, во-вторых, в силу наличия внешних собственников и иных лиц, заинтересованных в результатах деятельности предприятия. Руководитель единолично не всегда может являться инициатором реинжиниринга из-за ограниченных полномочий. Еще один фактор: на крупных предприятиях сложилась громоздкая иерархическая структура со своими устойчивыми отношениями. Любые изменения могут вызвать негативную реакцию подчиненных. Так, расширение должностных обязанностей сотрудника без очевидной мотивации может привести к формальному отношению его к вновь появившимся задачам. Недовольство может проявляться в ухудшении качества, отсутствии инициативности, невнимательности и т.п. Все эти издержки проявляются в потере клиентов, ухудшении имиджа организации.

    Как правило, исполнители опасаются изменения должностных обязанностей, нарушений существующих взаимоотношений с другими сотрудниками, снижения заработной платы, увольнений. Что касается руководителей нижнего и среднего звена, то здесь в большей степени присутствуют опасения сужения сферы влияния, ведущей к разрушению межличностных контактов, формализации отношений, ограничения владения информацией.

    От внедрения внутрифирменных стандартов руководители ожидают оптимизации бизнес-процессов, в результате чего сотрудникам будут делегированы четкие полномочия при упорядочении документооборота, определении актуальности данных, для улучшения работы с поставщиками и заказчиками. Самое же главное, они ожидают изменения корпоративной культуры: роста инициативности подчиненных; переориентации на результат деятельности, а не на процесс; командной работы. К сожалению, именно ожидания по части организационной культуры не оправдываются. Если сотрудники слабо мотивированы (как морально, так и материально), если они не представляют цели и результата бизнес-процесса, то реструктуризация приводит к формальному (в лучшем случае) выполнению должностных обязанностей.

    Причиной разочарования в реинжиниринге в первую очередь может быть отсутствие быстрых видимых результатов при большом объеме капитальных вложений. Реинжиниринг требует значительных единовременных затрат, а результаты в виде улучшения обслуживания заказчиков, снижения непроизводственных затрат, расширения рынка сбыта и т.д. могут проявиться спустя некоторое время. Кроме того, затраты измеряются количественными показателями, а результат чаще всего выражается в виде экономического эффекта, который трудно выразить в денежном эквиваленте.





  • Содержание:

    Стандарты в области программного обеспечения

    ISO

    МЭК

    JTC1

    Государственный комитет РФ по стандартизации

    © Copyright 2006-2017. Все права защищены. Сайт бесплатно.